Контактная информация
Воронеж, ул. Свободы д.69а,
Б/ц «Капитал», оф. 505-506
Тел: 239-30-82
Вентиляция, кондиционирование и тепловое оборудование
Главная Полезная информация
Полезная информация
31.03.2016

Эксплуатация и обслуживание вентиляторов, приточных установок и центральных кондиционеров

  1. Эффективность и бесперебойность работы систем вентиляции и кондиционирования воздуха обеспечивается правильной и систематической их эксплуатацией, которой предусматриваются осмотр, текущий и капитальный ремонты.
  2. Перед выполнением любых работ по техобслуживанию следует:
  3. - отключить вентилятор от электросети;
    - дождаться полной остановки рабочего колеса;
    - обеспечить защиту от повторного включения.

    При замене деталей использовать только запасные детали производителя.

  4. Техническое обслуживание (ТО) вентиляторов предполагает выполнение следующих работ: повседневный осмотр за работой оборудования и плановые осмотры:
    1. в порядке повседневного надзора проводится проверка правильности направления вращения рабочего колеса вентилятора, отсутствия ненормальных шумов, вибраций и подсосов;
    2. плановые осмотры для оборудования, расположенного в машинных залах с постоянным обслуживанием, проводятся ежесменно, а для остального оборудования периодичность осмотров назначается в зависимости от местных условий, но не реже одного раза в неделю.
  5. В объем осмотров, проводимых по утвержденному графику, входят следующие работы: контроль состояния подшипников (величина зазора, наличие и состояние смазки подшипника), шкивов, ременной передачи, креплений вентиляторов и исправности виброгасящих устройств; осмотр кожуха вентилятора, наблюдение за состоянием лопаток рабочего колеса; проверка зазоров между рабочим колесом и кожухом вентилятора, легкости хода рабочего колеса; осмотр состояния окраски и антикоррозионных покрытий; проверка соответствия характеристик вентилятора рабочему режиму.
  6. Записи об обнаруженных неисправностях и дефектах, а также об их ремонте вносятся в журнал дефектов.
  7. При чистке следует использовать только обычные бытовые моющие средства, соблюдая предписанные мероприятия по технике безопасности, и не использовать никакие царапающие или абразивные инструменты, т.к. может быть повреждена защита поверхности.
  8. Очистка вентилятора выполняется в следующей последовательности:
  9. - очистить воздухозаборные отверстия;
    - очистить рабочее колесо (при необходимости демонтировать защитную решетку);
    - не заливать электродвигатель;
    - осторожно обращаться с лопатками рабочего колеса;
    - установить на место защиту клинового ремня.
  10. Текущий ремонт. При текущем ремонте выполняются операции в объеме ТО и следующие виды работ:
  11. - осмотр и проверка вентиляторов до остановки и измерение вибрации;
    - открепление и развертывание электродвигателя;
    - проверка осевого направляющего аппарата и его привода;
    - измерение зазоров между диффузором и рабочим колесом;
    - осмотр рабочего колеса;
    - проверка и замена при необходимости подшипников;
    - замена дефектных лопаток рабочего колеса;
    - ремонт вала; исправление шпоночной канавки, исправление или замена шпонки;
    - ремонт кожуха;
    - динамическая балансировка рабочего колеса;
    - сборка, установка и центровка электродвигателя;
    - опробование работы вентилятора вхолостую.
  12. Капитальный ремонт. При капитальном ремонте выполняются операции в объеме текущего ремонта и следующие виды работ:
  13. - снятие и полная разборка;
    - дефектовка деталей и при необходимости замена негодных деталей, в том числе рабочего колеса, корпуса подшипника, подшипников, изношенных стенок корпуса;
    - снятие электродвигателя, его ремонт и испытание;
    - сборка, проверка, испытание, окраска вентиляторов.
  14. Основные неисправности вентиляторов, причины их возникновения и способы их устранения приведены в табл. 1.
Основные неисправности Причины возникновения Способы устранения
Вентилятор при проектном числе оборотов не создает расчетного давления и не обеспечивает требуемый расход Неправильно произведен расчет вентиляционной сети и выбор вентилятора.
Сопротивление вентиляционной сети выше проектного.
Зазор между рабочим колесом и входным коллектором слишком велик.
Колесо вентилятора вращается в обратную сторону.
Утечка воздуха через неплотности в воздуховодах.
Засоренность воздуховодов.
Уточнить расчет сети или по данным испытаний определить характеристику сети и правильно выбрать вентилятор.
Переделать вентиляционную сеть с целью уменьшения ее сопротивления.
Установить необходимый зазор.
Изменить направление вращения рабочего колеса.
Устранить утечку воздуха через неплотности в воздуховодах.
Очистить воздуховоды.
Вентилятор при проектном числе оборотов обеспечивает расход больше требуемого. Расчет вентиляционной сети произведен с запасом по сопротивлению. При монтаже увеличено сечение воздуховодов и уменьшено число фасонных частей.
Неправильно выбран вентилятор.
Проверить сечение воздуховодов, форму и количество фасонных частей, наличие дросселирующих элементов.
Задросселировать сеть.
Заменить вентилятором соответствующего размера.
Электродвигатель вентилятора при проектном числе оборотов работает с перегрузкой. Вентилятор подает воздуха больше, чем предусмотрено при выборе мощности электродвигателя. Уточнить сопротивление сети.
Задросселировать сеть.
Вентилятор сильно вибрирует. Неудовлетворительная балансировка рабочего колеса или электродвигателя.
Слабая затяжка болтовых соединений.
Отбалансировать колесо или заменить его другим и сменить электродвигатель.
Затянуть гайки на болтовых соединениях.
При работе вентилятора создается сильный шум как в самом вентиляторе, так и в сети. Отсутствуют гибкие вставки между вентилятором и сетью на всасывающей и нагнетательной сторонах.
Вентилятор установлен на основании без виброизоляторов.
Слабое крепление клапанов и дроссель-клапанов в сети.
Установить гибкие вставки на всасывающей и нагнетательной сторонах вентилятора.
Установить вентилятор на вибропоглощающее основание.
Закрепить воздушные клапаны и дроссель-клапаны так, чтобы они не вибрировали.
Разбалансировка рабочего колеса вентилятора. Загрязнение лопаток рабочего колеса.
Потеря балансировочного груза.
Деформация лопаток в результате превышения скорости вращения или механического повреждения.
Очистка щеткой без допущения деформации лопаток.
Провести балансировку вентилятора.
Отрегулировать сеть, выправить лопатки и провести балансировку вентилятора.
Деформация вала. Износ шеек вала, износ шпоночного паза.
Искривление вала (Δmax = 0,2 мм).
Наплавка, напыление или использование для восстановления клея с высокой адгезией с металлом фирм Loctite, Teroson.
Холодная правка, поверхностный наклеп, замена на новый вал.
Неисправность привода. Нарушение соосности шкивов привода.
Повреждение или износ клинового ремня; неправильное натяжение клинового ремня.
См. «Выверка валов вентилятора и электродвигателя».
Заменить вышедшие из строя ремни; произвести натяжение ремней (см. «Проверка и регулировка натяжения ремней»).
Неисправность подшипников. Косвенные признаки неисправности: повышенный (скрежещущий) шум или повышенная температура внешней поверхности местонахождения подшипников. Дефекты подшипников. При осмотре: коррозия (dрак <0,5 мм, nракХ5шт/см2), цвета побежалости, бликовые отпечатки, питтинг (усталостные выкрошивания металла), вмятины, трещины, сколы, забоины, шум. Заменить вышедшие из строя подшипники. Произвести смазку. В случае износа посадочного места установить втулку или использовать для восстановления клеи с высокой адгезией с металлом фирм Loctite, Teroson. Посадку подшипника осуществлять без перекосов.
перейти в раздел Полезная информация